Защита прав потребителей, споры с предпринимателями

Каждый человек является потребителем товаров, работ и услуг. И почти неизбежно каждый из нас может столкнуться с тем, что качество этих товаров и услуг не соответствует нашим ожиданиям. К сожалению, иногда контрагенты отказываются добровольно исправить недостатки своей продукции и возместить причиненный вред.

Не анализируя другие правоотношения, большое количество споров с предпринимателями вызваны неисполнением и/или ненадлежащим исполнением обязательств.

Согласно законодательству РФ споры решаются двумя способами – в досудебном (претензионном) порядке или в судебном.

Досудебный порядок разрешения спора базируется на ведении переговоров и претензионной переписке с нарушителем прав, что обеспечивает возможность решить вопрос без сложных, а парой и длительных судебных процедур. А самое главное, эта процедура позволяет сохранить добрые отношения и заключить мировую. Если спор урегулировать в досудебном порядке не удалось, то он оспаривается в судебном порядке. Судебный порядок - это всегда конечная точка взаимоотношений сторон. Когда исчерпаны все иные способы, стороны прибегают к помощи судебных инстанций.

К типичным ситуациям такого рода можно отнести случаи, когда: некачественно выполнен ремонт (например, квартиры); жилищно-эксплуатирующая организация (в том числе, и ТСЖ. ТСН, ЖСК) нарушает права жильцов; обнаружена неисправность купленного товара либо его контрафакт; финансовое учреждение (банк) односторонне меняет процентную ставку по вкладу; условия договора (с банком, с интернет-провайдером и т.д.) не соответствуют предписаниям закона; туристическое агентство не обеспечило оговоренные в договоре условия отдыха; приобретённый автомобиль сломался, а дилер отказывается производить гарантийный ремонт; врачебная ошибка или небрежность медицинского персонала причинили вред здоровью пациента; страховая компания затягивает выплату возмещения ущерба либо занижает её размер.

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подпадают под действие Закона о защите прав потребителей.

Данный закон также применим к: отношениям по поводу предоставления товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями   гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ); отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования; отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; отношениям, связанные с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посреднических услуг на рынке сделок с недвижимостью (риэлтерские услуги, заключающиеся, в частности, в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан).

К отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами законодательство о защите прав потребителей не применяется.

Закон о защите прав потребителей оговаривает, что потребитель  при обнаружении в товаре недостатков  вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Закон о защите прав потребителей устанавливает, что потребитель  при обнаружении в товаре недостатков  вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), либо вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Закон о защите прав потребителей также существенно облегчает гражданам защиту своих прав потребителей, в частности: наделяет  их  правом на предоставление информации; устанавливает  ответственность за нарушение прав потребителей. Так, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Кроме того, за нарушение установленных законом сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара; предусматривает  компенсацию морального вреда; вводит альтернативную подсудность по усмотрению потребителя; предусматривает возможность доказывания факта сделки свидетельскими показаниями; освобождает потребителей от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Защита нарушенных прав потребителя обеспечивается при помощи различных исков: о расторжении договора; о признании сделки недействительной (например, если потребитель был введён в заблуждение); о признании недействительными отдельных условий договора; о понуждении к исполнению обязательств (например, замене товара,  осуществлению ремонта, выполнению работ или услуг); о соразмерном уменьшении цены; о взыскании расходов на устранении недостатков товара (услуги); о взыскании неустойки; о взыскании неосновательного обогащения; о возмещении причиненных убытков.
В одном исковом заявлении может быть несколько требований.

Практически все иски, вытекающие из нарушения прав потребителей, могут сопровождаться требованием о компенсации морального вреда и взыскании штрафа.
По делам о защите прав потребителей, прежде, чем предъявлять иск в суд, желательно провести  претензионную работу, то есть, уведомить  потенциального ответчика о своих требованиях и предложить ему добровольно удовлетворить их.

Кроме того, надо иметь в виду, что споры такого рода очень часто подразумевают необходимость назначения экспертизы (чтобы определить наличие и причину образования дефекта, стоимость его устранения и т.д.).

Наши юристы всегда готовы помочь своим  доверителям урегулировать спор, как во внесудебном, так и  в судебном порядке.

До обращения в суд мы помогаем собрать необходимые доказательства нарушения прав; сформулировать требования; составить обоснованные претензию, жалобу в органы Роспотребнадзора; консультируем относительно проведения экспертизы; участвуем в переговорах сторон.

Если досудебные процедуры не привели достижению взаимоприемлемого решения, то защита нарушенного права осуществляется в судебном порядке.
Мы поможем Вам составить правильное исковое заявление или составим его самостоятельно, проконсультируем относительно назначения экспертизы.
Также мы готовы представлять интересы наших доверителей при рассмотрении дела в судах всех инстанций и на стадии исполнительного производства. Для скорейшего разрешения спора мы принимаем все возможные меры для убеждения ответчика заключить мировое соглашение.

В своей работе мы используем нестандартные правовые решения, направленные на успешное решение задачи, поставленной клиентом.
Нельзя забывать, в этих правоотношениях существенное значение имеет срок защиты своих прав. Поэтому не стоит откладывать решение этих вопросов, иначе, к сожалению, защита Ваших интересов может оказаться невозможной (например, по причине пропуска срока исковой давности или из-за ликвидации ответчика – юридического лица).

Также мы оказываем помощь предпринимателям, которым предъявлены требования, вытекающие из Закона о защите прав потребителей. Не секрет, что даже добросовестные предприниматели сталкиваются с «потребительским экстремизмом», различными злоупотреблениями со стороны общественных организаций по защите прав потребителей (в частности, при проведении ими «контрольных закупок»), да и просто с добросовестно заблуждающимися потребителями, считающими свои права нарушенными. Мы оценим обоснованность предъявленных притязаний, сформулируем обоснованные возражения, разработаем стратегию защиты, включая подготовку отзыва на иск или даже  встречного иска.  Наши юристы имеют большой опыт решения этих и подобных им вопросов.

Юридические консультации по вопросам защиты прав потребителей

Если Вы полагаете нарушенными свои права и законные интересы, то Вы можете обратиться к нашим специалистам за юридической консультацией, в ходе которой будут детально изучены обстоятельства Вашего дела и имеющиеся у Вас документы. Итогом консультации станет разработка определенного правового решения проблемы с четким планом дальнейших действий.

Наши юристы готовы предпринять все возможные меры для решения Вашего вопроса, как во внесудебном, так и в судебном порядке.  

Особенно спешно помощь юриста срочно требуется тем лицам, к которым уже предъявлен иск. Учитывая достаточно короткие сроки рассмотрения дела, установленные российским процессуальным законодательством, в случае получения извещения из суда рекомендуем незамедлительно обращаться к юристу, способному оперативно разработать стратегию защиты от притязаний истца. Наши высококвалифицированные юристы в ходе консультации оценят перспективы Вашей судебной тяжбы и дадут Вам рекомендации о доказательствах, которые Вам необходимо собрать. 

Если Вам требуется типовой документ, то возможно безвозмездное предоставление Вам в ходе консультации готового шаблона.

Если Вы посчитаете, что Вам необходим больший объем правовой помощи (составление претензии, заявления в суд, возражения на иск, жалобы в административные органы;  истребование доказательств; подготовка ходатайств; участие юриста в судебном заседании, представительство в органах власти и т.д.), то наши специалисты составят Вам калькуляцию стоимости наших  юридических услуг по ведению Вашего дела.

На практике, чтобы представить и обосновать правовую позицию, требуется собрать надлежащую доказательственную базу, правильно определить юридически значимые обстоятельства, установить точный размер убытков и подлежащих применению санкций.  Эти обстоятельства могут подтверждаться как с помощью специальных экспертных исследований (товароведческая, строительно-техническая, судебно-медицинская и прочие экспертизы), так и письменными доказательствами и свидетельскими показаниями.

В комплекс наших услуг входит первичное изучение материалов, определение перспективы дела, и только после этого – расчет взыскиваемых сумм, участие в переговорном процессе, направление запросов, составление и подача искового заявления, участие в судебном производстве в судах всех инстанций, выработка условий мирового соглашения, сопровождение исполнительного производства и т.д.

Самые распространенные ситуации и вопросы клиентов:

  • Возврат денежных средств (сумм), уплаченных за товар и работы ненадлежащего качества, за некачественно оказанную услугу (внесудебное и судебное разрешение спора); взыскание неустойки за просрочку требования потребителя;
  • Проведение претензионной (досудебной) стадии разрешения спора, подготовка и подача искового заявления в соответствующий суд; обжалование решения суда, не вступившее в законную силу; возбуждение исполнительного производства, взаимодействие с судебными приставами-исполнителями;
  • Вопросы: защиты прав потребителей при купли - продаже бытовой техники, автомобилей, недвижимости; при нарушении сроков, установленных в договорах долевого строительства, с взысканием соответствующей неустойки; подготовки проекта мирового соглашения и его утверждение в суде; организации независимой экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, оформлении необходимой документации; правовой оценки действий продавца и помощь в разрешении возникшего конфликта; представления интересов клиента в переговорах и органах государственной власти.

Нажмите чтобы позвонить
8 (909) 656-04-04